Маркировка в общепите
Маркировка — это текстовая, цветовая, графическая, кодовая или иная информация, которая наносится на упаковку товара с целью довести её до потребителя. Она помогает соблюдать правила хранения продуктов и сроки их годности, что исключает возможность массовых отравлений среди населения.
Информация должна быть достоверная, корректная, понятная и легко читаемая.
Правила для общепита
От того, как организована работа на предприятиях, которые производят, транспортируют, хранят и реализуют продукты питания, зависит здоровье и даже жизнь людей. Поэтому такие организации подчиняются множеству нормативно-правовых актов и инструкций. Самые важные из них:
- СанПиН 2.3.6.1079-01, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания;
- Технический регламент Таможенного союза 022/2011, ст.4.12 о требованиях к способам маркировки;
- ФЗ № 29 от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- СП 2.3.6.1066-01 с изменениями от 2007г. о санитарных требованиях к торговым организациям и готовящаяся новая редакция этих правил в 2019 г.;
- ФЗ № 2300-1 от 1992 г. «О защите прав потребителей» и его новая редакция № 38 от 16.03.2019 г.;
- ФЗ №52 от 1999 г. «О санитарно-эпидемиологической безопасности граждан».
Маркировка на предприятиях общепита по СанПиН
По СанПиН 2.3.6.1079-01 маркировке подлежат:
- продовольственные товары и продукты питания в упаковке для продажи и доставки до потребителя:
- оборудование, на котором они хранятся, готовятся или разделываются (столы, холодильные установки, стеллажи и др.);
- кухонный инвентарь (например, разделочные доски) и посуда.
Правила маркировки товаров и инвентаря:
- каждая ёмкость с пищевым продуктом должна быть снабжена маркировочным ярлыком, который необходимо сохранять до истечения срока годности;
- на ярлыке указывается информация о продуктах: наименование, часы и дата приготовления, адрес и данные изготовителя, срок годности, условия хранения; на некоторых дополнительно: состав, пищевая ценность, штрих-код и логотип, свойства товара (например, «без консервантов»);
- готовые блюда дополняются цветовой лентой, где каждый цвет соответствует определённому дню недели (понедельник – синий, вторник – жёлтый, среда – красный, четверг – оранжевый, пятница – зелёный, суббота – коричневый, воскресенье – чёрный);
- разделочные столы и доски маркируют буквой и цветом (например, «СМ» – свежее мясо, «ВР» – вареная рыба, «МГ» – мясная гастрономия, «Зелень», «Сельдь», «СО» – сырые овощи или красный цвет – мясо, жёлтый ؘ– птица и т. д.);
- посуда также подлежит маркировке (например, 1 блюда, 2 блюда и т. п.).
Товары, подлежащие маркировке в 2019 году
С 1 января 2019 года вступает в силу распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 г. об обязательной маркировке товаров. Планируется такая реформа о маркировке большинства товаров до 2024 г. Сроки введения:
- табачная продукция — с 01.03.2019 г.;
- обувь — с 01.07.2019 г.;
- многие непродовольственные товары (одежда, бельё, духи, фототовары, шины) — с 01.12.2019 г.;
- лекарства (срок обсуждается);
- молочная продукция (срок не определен).
На товары будет нанесен уникальный код. Это предполагает возможность отслеживать качество товаров.
Нарушение правил маркировки
За отсутствие маркировки, при указании недостаточных или недостоверных сведений, плохой читаемости информации предусмотрена административная ответственность (штраф для физических лиц – 2-3 тыс. руб., юридических лиц – 20-30- тыс. руб.). Такие товары подлежат изъятию из продажи и уничтожению.
Если последовал случай возникновения массового заболевания, штраф может достигать 200 МРОТ, или наступает уголовная ответственность виновных.
Контролируют соблюдение правил маркировки органы Роспотребнадзора.