Регулярная уборка и дезинфекция в медицинских учреждениях имеет очень большое значение для соблюдения необходимых санитарно-гигиенических норм и безопасности как больных, так и самих работников.
Уборку проводит специально обученный персонал, имеющий допуск к работе с дезсредствами. Текущую влажную уборку следует делать 2 раза в день, а генеральную — не реже 1 раза в неделю. Для этого имеется уборочный инвентарь.
Уборочный инвентарь ЛПУ
Для уборки в медицинских организациях используются следующие предметы:
- ёмкости для приготовления и хранения дезинфицирующих растворов, мытья поверхностей, последующей дезинфекции инвентаря (эмалированные, оцинкованные и пластиковые вёдра, кастрюли);
- швабры, мопы, щетки;
- скребки, ёршики, оконные и напольные сгоны;
- веники, совки;
- материал для протирания (ветошь, салфетки, губки, тряпки);
- урны для мусора и ёмкости для сбора белья, отходов и утилизируемых одноразовых изделий;
- передвижные уборочные тележки.
Для ежедневной уборки и дезинфекции помещений используется стандартный, при генеральной – расширенный набор инвентаря. Последний включает в себя дополнительные ёмкости для обработки стен, оборудования и мебели, УФ-облучателей и др.
Следует отдавать предпочтение современным приспособлениям и материалам. Это повышает качество уборки и минимизирует производственные травмы.
Маркировка уборочного инвентаря
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 и его новому варианту СП 2.1.3678-20, весь уборочный инвентарь должен быть обязательно промаркирован.
Цели маркировки:
- четко разграничить применение инвентаря для помещений разного назначения;
- снизить возможность перекрестного инфицирования объектов, распространения внутрибольничной инфекции;
- исключить обсеменение патогенными микроорганизмами зон с требуемым повышенным уровнем чистоты (например, операционных, процедурных кабинетов, родильных залов и т.п.).
Способы маркировки:
1. Цветовое кодирование в зависимости от зон использования:
- красный цвет — помещения с повышенной инфекционной опасностью (санузлы, ванные комнаты и др.);
- зеленый — зона со строгими санитарными требованиями (хирургические и стоматологические кабинеты, места приготовления и приёма пищи и др.);
- синий — зоны минимального риска (коридоры, палаты, ординаторская, холл);
- желтый — условно грязные зоны.
Не существует конкретно обозначенной в санитарных документах цветовой гаммы. Каждое ЛПУ вправе самостоятельно устанавливать нужные цвета. Главное — соблюдение принципа разграничения и эпидемиологической безопасности.
2. Письменное обозначение — способ маркировки, при котором предметы помечаются словами (например, «УБ» – уборка туалетов, «Для полов», «Для стен» и т.д.) стойкой краской, цветным фломастером, используются наклейки, стикеры, нашивки.
Вёдра и ёмкости подписываются с внешней стороны несмываемой краской. Можно брать разноцветные предметы.
Швабры, щётки, ёршики и мопы маркируются путем нанесения отличительных цветов или знаков на черенки, ручки. Удобно использовать специальные разноцветные колпачки у основания изделия.
Веники и совки, передвижные тележки также помечаются краской разных цветов.
К углам половых тряпок и ветоши пришивают лоскутки с цветной вышивкой. Хорошо применять разноцветные тканевые материалы (белый – для стерильных объектов уборки, красный — для санузлов, зеленый — общее назначение и т.д.) для изготовления ветоши.
Основные требования к маркировке:
- соответствие зонам уборки;
- хорошая видимость, читаемость и разборчивость кодировки;
- сотрудники, осуществляющие уборку, должны пройти инструктаж и четко знать цветовые коды.
Эти правила помогают обеспечивать эффективность дезинфекции в ЛПУ.
Применение дезсредств последнего поколения, обладающих широким спектром антимикробного действия, таких как средства Септолит, для обеззараживания поверхностей и самого уборочного инвентаря по окончании уборки также способствует уничтожению возбудителей заболеваний и предотвращает распространение внутрибольничной инфекции внутри ЛПУ.